****************************************************************************************************************

*****************************************************************************************************************

Поиск
Форма входа
Меню сайта
МЕДИА-ИНФО
*Фотогаллерея

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

Залогом успешной работы спасателей МЧС России при проведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях является высокий уровень их профессионального мастерства, который складывается из многих факторов, в том числе из профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится в соответствии с Федеральным Законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и указаниями Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России.
Непосредственно профессиональную подготовку спасателей организует начальник поисково-спасательного формирования (ПСФ). Она проводится в составе дежурных смен ПСФ в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе ПСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов.
К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2-го класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля.
Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут.
Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения упражнений и нормативов отводится два часа для самостоятельной работы.
Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь - май, июль - ноябрь. Время между учебными периодами используется для подготовки, развития и совершенствования учебно-материальной базы (УМБ) и проведения необходимых работ по обустройству мест расположения ПСФ. Занятия не проводятся в дни государственных, национальных и ведомственных праздников.
Отдельные темы по данным предметам обучения отрабатываются с учетом дислокации, имеющихся возможностей, технической оснащенности УМБ.
Спасатели, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов: водолазы, водители маломерных судов, водители автотранспортных средств и другие, направляются для обучения в соответствующие лицензированные образовательные учреждения на договорной основе.
По окончании учебного периода обучаемые сдают зачеты по предметам обучения, а также нормативы по физической подготовке, с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации.
Обучение спасателей с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях па договорной основе, а также в РЦПС.
С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ и возложенных на них задач предоставлено право:
-    начальникам региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС уточнять количество учебных часов на изучение тем по предметам обучения без изменения общего количества часов;
-    начальникам ПСФ, РЦПС уточнять время и содержание отдельных занятий.
Начальники региональных центров, органов управлений ГО и ЧС, ПСФ, командиры соединений и воинских частей гражданской обороны осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения.
Аттестация спасателей на повышение квалификации проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 №1479.
При планировании профессиональной подготовки в ПСФ разрабатываются:
-    план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года;
-    план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения);
-    план-график проведения учебных сборов, учений, соревнований;
-    годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения;
-    тематический план и расписание занятий на месяц.

2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ
Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей.
Спасатель должен уметь:
-    подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации;
-    подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи;
-    использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
-    перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы;
-    пользоваться средствами пожаротушения;
-    оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение;
-    определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС;
-    рационально и безопасно строить свою работу;
-    проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники;
-    извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место;
-    оказывать первую помощь пострадавшим;
-    оказывать самопомощь;
-    проводить разборку завалов;
-    выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы;
-    осознавать степень риска;
-    взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.);
-    осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств;
-    выполнять водолазные работы;
-    выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности;
-    выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера;
-    ориентироваться на местности;
-    выживать в ЧС;
-    организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны;
-    отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер;
-    проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, про¬довольствием;
-    локализовывать распространение ЧС;
-    выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения;
-    пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи;
-    выбирать оптимальные способы работы и средства труда;
-    выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок;
-    работать в условиях личного риска;
-    работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера;
-    осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды;
-    работать в различных рабочих позах;
-    работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека;
-    оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера;
-    быстро восстанавливаться.
Спасатель должен знать:
-    причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера;
-    терминологию;
-    права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям;
-    структуру МЧС России;
-    правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР;
-    правила хранения и эксплуатации средств защиты;
-    правила и инструкции по технике безопасности;
-    технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений;
-    правила, приемы и последовательность выполнения ПСР;
-    приемы, методы и способы поиска пострадавших;
-    сигнализацию, условные знаки, коды;
-    правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ;
-    правила проведения разведки;
-    способы и приемы определения наличия поражающих факторов;
-    приемы проведения ПСР в особо опасных условиях;
-    водолазные спасательные технологии;
-    дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.);
-    время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях;
-    методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм;
-    приемы оказания первой медицинской помощи;
-    приемы оказания самопомощи и самоспасения;
-    правила эксплуатации средств связи и оповещения;
-    оптимальные способы перемещения в различных условиях;
-    основы выживания в неблагоприятных условиях;
-    правила организации временных лагерей, привалов;
-    способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транс¬портных средств, с верхних этажей разрушенных зданий;
-    способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега;
-    способы ориентации на местности;
-    способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков;
-    правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей;
-    способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом;
-    особенности работы с привлечением кинологической службы;
-    виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших;
-    правила организации рабочего места;
-    основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров;
-    ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки;
-    способы защиты от современных средств поражения;
-    правила организации эвакуации пострадавших и населения;
-    особенности региона ответственности;
-    основы психологии и педагогики;
-    способы восстановления;
-    правила взаимодействия.
Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами:
-    длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах;
-    быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности;
-    самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования;
-    оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов;
-    оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов;
-    адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность;
-    одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями;
-    воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию;
-    переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые  нaгpyзки, ощущения, впечатления;
-    уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям;
-    соизмерять свои силы с предстоящей работой;
-    определять расстояние между предметами;    переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения;
-    самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации;
-    быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных ре¬акций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени;
-    подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток;
-    обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом;
-    согласовывать свою деятельность с работой других спасателей;
выполнять работы безопасно;
-    накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска;
-    быть готовым к взаимопониманию, состраданию.
Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий.
Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ.
«Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое - третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западно¬европейских языков.
«Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию.
«Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
«Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории <В>  и одной из специальностей спасателя.
«Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку.
Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня:
«Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиа¬пожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инст¬руктор-водолаз; мастер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда.
«Спасатель второго» и «третьего класса»: пожарный-десантник, пожарный-парашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спасатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинистской базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист землеройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной техники.
Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.
Разработка студия "PLUTONPLANET@ © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz