Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
| | |
| ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ
Залогом успешной работы спасателей МЧС России при проведении поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях является высокий уровень их профессионального мастерства, который складывается из многих факторов, в том числе из профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка спасателей МЧС России организуется и проводится в соответствии с Федеральным Законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами, распоряжениями и указаниями Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России. Непосредственно профессиональную подготовку спасателей организует начальник поисково-спасательного формирования (ПСФ). Она проводится в составе дежурных смен ПСФ в период их дежурств (теоретические занятия) или в составе ПСФ во время проведения учебно-тренировочных сборов. К проведению занятий могут привлекаться наиболее подготовленные спасатели не ниже 2-го класса, имеющие методические навыки и практический опыт ведения поисково-спасательных работ, а также на договорной основе преподаватели (специалисты) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля. Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних суток дежурства и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут. Для подготовки к очередным занятиям, закрепления изученного учебного материала, выполнения упражнений и нормативов отводится два часа для самостоятельной работы. Учебный год состоит из двух учебных периодов: январь - май, июль - ноябрь. Время между учебными периодами используется для подготовки, развития и совершенствования учебно-материальной базы (УМБ) и проведения необходимых работ по обустройству мест расположения ПСФ. Занятия не проводятся в дни государственных, национальных и ведомственных праздников. Отдельные темы по данным предметам обучения отрабатываются с учетом дислокации, имеющихся возможностей, технической оснащенности УМБ. Спасатели, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов: водолазы, водители маломерных судов, водители автотранспортных средств и другие, направляются для обучения в соответствующие лицензированные образовательные учреждения на договорной основе. По окончании учебного периода обучаемые сдают зачеты по предметам обучения, а также нормативы по физической подготовке, с обязательным выставлением оценок. Полученные оценки учитываются при последующей аттестации. Обучение спасателей с целью повышения квалификации проводится в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях па договорной основе, а также в РЦПС. С учетом особенностей регионов, дислокации ПСФ и возложенных на них задач предоставлено право: - начальникам региональных центров, органов управления по делам ГО и ЧС уточнять количество учебных часов на изучение тем по предметам обучения без изменения общего количества часов; - начальникам ПСФ, РЦПС уточнять время и содержание отдельных занятий. Начальники региональных центров, органов управлений ГО и ЧС, ПСФ, командиры соединений и воинских частей гражданской обороны осуществляют организационное и методическое руководство профессиональным обучением спасателей и организуют контроль его проведения. Аттестация спасателей на повышение квалификации проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.97 №1479. При планировании профессиональной подготовки в ПСФ разрабатываются: - план переподготовки и повышения квалификации спасателей на два года; - план профессиональной подготовки на год (по периодам обучения); - план-график проведения учебных сборов, учений, соревнований; - годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения; - тематический план и расписание занятий на месяц.
2.2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ Многообразие условий работы и ситуаций, возникающих при ликвидации последствий различных ЧС, предъявляет повышенные требования к уровню профессиональной подготовки спасателей. Спасатель должен уметь: - подготавливать к работе оборудование, инструменты, приспособления, содержать их в надлежащем состоянии, владеть навыками и приемами эксплуатации; - подготавливать к работе и эксплуатировать средства проведения радиационной и химической разведки, средства связи, оповещения, оказания медицинской помощи; - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; - перемещаться в условиях пересеченной местности, преодолевать водные преграды, скальные участки, снежные склоны, расщелины, завалы; - пользоваться средствами пожаротушения; - оценивать создавшуюся обстановку и принимать оптимальное решение; - определять наличие поражающих факторов и возможные пути (варианты) развития ЧС; - рационально и безопасно строить свою работу; - проводить поиск пострадавших с использованием как подручных средств, так и специальной техники; - извлекать пострадавших из очага поражения и транспортировать их в безопасное место; - оказывать первую помощь пострадавшим; - оказывать самопомощь; - проводить разборку завалов; - выполнять такелажные, газосварочные, погрузочно-разгрузочные работы; - осознавать степень риска; - взаимодействовать с другими участниками работ, выполнять работы при воздействии одного или нескольких экстремальных факторов (высота, замкнутое пространство, отсутствие освещения, загазованность, задымленность, сложные метеоусловия и т.д.); - осуществлять высадку в очаг поражения с вертолета и самолета на парашюте, по веревочной системе, с наземных и водных транспортных средств; - выполнять водолазные работы; - выполнять работы с соблюдением требований техники безопасности; - выполнять поисково-спасательные и аварийно-восстановительные работы в условиях практически любых ЧС природного и техногенного характера; - ориентироваться на местности; - выживать в ЧС; - организовывать эвакуацию пострадавших и населения из опасной зоны; - отключать подачу горюче-смазочных и агрессивных веществ, газа, воды, электроэнергии, которые являются источником ЧС или носят потенциально опасный характер; - проводить спасательные работы с животными, материальными ценностями, про¬довольствием; - локализовывать распространение ЧС; - выполнять работы в условиях боевых действий или при возможности их возникновения; - пользоваться передвижными электроустановками, компрессорами, насосами и пунктами приготовления пищи; - выбирать оптимальные способы работы и средства труда; - выполнять физическую работу различной тяжести в условиях действия эмоциональных нагрузок; - работать в условиях личного риска; - работать в изменяющихся условиях природного и техногенного характера; - осуществлять оперативный контроль за состоянием объекта и окружающей среды; - работать в различных рабочих позах; - работать на пределе физических и эмоциональных возможностей человека; - оказывать психологическое воздействие на пострадавшего, предотвращать панические настроения и брать на себя роль лидера; - быстро восстанавливаться. Спасатель должен знать: - причины, последствия и характер протекания ЧС техногенного и природного характера; - терминологию; - права и функциональные обязанности спасателей при проведении ПСР, требования, предъявляемые к спасателям; - структуру МЧС России; - правила хранения и эксплуатации оборудования, инструментов, приспособлений, применяемых при проведении ПСР; - правила хранения и эксплуатации средств защиты; - правила и инструкции по технике безопасности; - технические характеристики используемого оборудования, техники, инструментов, приспособлений; - правила, приемы и последовательность выполнения ПСР; - приемы, методы и способы поиска пострадавших; - сигнализацию, условные знаки, коды; - правила эксплуатации грузоподъемной техники и правила выполнения такелажных работ; - правила проведения разведки; - способы и приемы определения наличия поражающих факторов; - приемы проведения ПСР в особо опасных условиях; - водолазные спасательные технологии; - дозы безопасного воздействия на человека опасных и вредных факторов (радиация, световая энергия, температура, АХОВ и т.д.); - время безопасного пребывания человека в экстремальных ситуациях; - методики и приемы определения состояния пострадавших и сложности травм; - приемы оказания первой медицинской помощи; - приемы оказания самопомощи и самоспасения; - правила эксплуатации средств связи и оповещения; - оптимальные способы перемещения в различных условиях; - основы выживания в неблагоприятных условиях; - правила организации временных лагерей, привалов; - способы и приемы извлечения пострадавших из завалов, поврежденных транс¬портных средств, с верхних этажей разрушенных зданий; - способы и методы извлечения пострадавших из трещин, пещер, провалов, из-под лавин, селей, обвалов, снега; - способы ориентации на местности; - способы проведения работ в условиях боевых действий при наличии заминированных участков; - правила спасения животных, растений, продовольствия, материальных ценностей; - способы работы с воздушным, наземным и водным транспортом; - особенности работы с привлечением кинологической службы; - виды основных АХОВ, их физико-химические свойства, характер воздействия на пострадавших; - правила организации рабочего места; - основные средства, способы, приемы предупреждения и тушения пожаров; - ПДК опасных веществ при выполнении химической разведки; - способы защиты от современных средств поражения; - правила организации эвакуации пострадавших и населения; - особенности региона ответственности; - основы психологии и педагогики; - способы восстановления; - правила взаимодействия. Наряду с перечисленными знаниями и умениями, спасатель должен обладать специфическими, присущими только этой профессии, следующими основными профессиональными качествами: - длительное время выполнять однообразные движения, при наличии больших физических и эмоциональных нагрузок, в неудобных рабочих позах; - быстро передвигаться и выполнять работы в различных условиях, а также при наличии реальной и потенциальной опасности; - самостоятельно выбирать оптимальный темп работы, соизмерять его с темпом работы других спасателей, техники и оборудования; - оперативно воспринимать и быстро обрабатывать информацию в условиях плохой видимости, звуковых помех, резких перепадов освещенности, запыленности, задымленности и других отвлекающих факторов; - оценивать и различать скорость и направление перемещения предметов; - адекватно реагировать на внезапно возникшую опасность; - одновременно наблюдать за несколькими предметами или их частями; - воспринимать, дифференцировать и выделять из общего шума полезную звуковую информацию; - переносить значительные кратковременные физические и нервно-эмоциональные перегрузки, быстро переключать внимание, быть готовым воспринимать новые нaгpyзки, ощущения, впечатления; - уверенно и безошибочно узнавать предметы по их форме и очертаниям; - соизмерять свои силы с предстоящей работой; - определять расстояние между предметами; переносить неприятные впечатления без выраженного эмоционального напряжения; - самостоятельно вносить изменения в работу и быстро принимать решения при изменении ситуации; - быстро и точно совершать действия и сохранять устойчивость двигательных ре¬акций под влиянием экстремальных факторов, в условиях дефицита времени; - подавлять усталость, сонливость, эффективно работать в разное время суток; - обладать добросовестностью, смелостью, чувством долга, выдержкой, самообладанием, ответственностью и коллективизмом; - согласовывать свою деятельность с работой других спасателей; выполнять работы безопасно; - накапливать опыт, извлекать ошибки и уметь осознавать степень риска; - быть готовым к взаимопониманию, состраданию. Эффективность проведения ПСР напрямую зависит от степени и разносторонности развития профессиональных знаний, умений и навыков у спасателей. Уровень профессиональной подготовки спасателей определяется стажем работы по специальности, практическим опытом работы и количеством освоенных смежных профессий. Уровень профессиональной подготовленности спасателей обусловливается классификационными характеристиками на работников спасательной службы, согласованными с Министерством труда РФ. «Спасатель международного класса» должен выполнять работу спасателя первого класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям первого класса; иметь высшее техническое или медицинское образование или свидетельство о прохождении международных курсов спасателей; участвовать в спасательных работах за рубежом или в команде, занявшей первое - третье места на международных соревнованиях спасателей; владеть на уровне разговорного одним из западно¬европейских языков. «Спасатель первого класса» должен работать спасателем второго класса не менее двух лет; обладать навыками командирской или инструкторской подготовки; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям второго класса; иметь среднее специальное техническое или медицинское образование; многократно участвовать в ликвидации последствий ЧС; владеть тремя спасательными специальностями или же двумя спасательными специальностями и пройти одну инструкторскую аттестацию. «Спасатель второго класса» должен работать спасателем третьего класса не менее двух лет; отвечать требованиям, предъявляемым к спасателям третьего класса; владеть двумя спасательными специальностями; обладать опытом участия в спасательных работах и работах по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера. «Спасатель третьего класса» должен работать спасателем не менее двух лет; владеть обязательно специальностью водителя категории <В> и одной из специальностей спасателя. «Спасатель» должен пройти специальную учебно-курсовую подготовку. Для получения квалификации спасатель должен владеть специальностями из нижеследующего перечня: «Спасатель первого класса»: специальная курсовая подготовка или подготовка на жетон «Спасательный отряд», инструктор-методист по альпинизму, инструктор-методист по туризму, инструктор по подводному спорту, инструктор авиа¬пожарной команды, инструктор парашютно-пожарной группы, инструктор-парашютист, инструктор парашютной и десантно-пожарной службы, выпускающий, инст¬руктор-водолаз; мастер-водолаз; спортсмен-разрядник по пятиборью спасателей; альпинист, турист, спелеолог, парашютист, скалолаз, стрелок и др. не ниже второго разряда. «Спасатель второго» и «третьего класса»: пожарный-десантник, пожарный-парашютист, пожарный (респираторщик), газоспасатель, врач, фельдшер, кинолог, спасатель воздушного транспорта, начальник спасательного отряда альпинистской базы, инженер (техник) по аварийно-спасательным работам, водитель автомобиля, водитель самоходных механизмов, механик-водитель, взрывник, пиротехник, машинист землеройной или строительной техники, аквалангист, водолаз, стропальщик, такелажник, газорезчик, газосварщик, монтажник-высотник, радиотелеграфист, радиооператор, электромеханик связи, медсестра, повар, матрос, судоводитель, оператор насосных станций, горнопроходчик, планшетист, электромонтер, машинист грузоподъемной техники. Для организации и проведения профессиональной подготовки спасателей и поддержания высокого постоянного уровня их готовности к работе по ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера в МЧС России разработана многоуровневая система профессиональной подготовки спасателей. В ее основу положен принцип непрерывного обучения. Система включает в себя несколько форм профессионального обучения, основными из которых являются первоначальное (базовое) и профессиональное непрерывное.
| |
| | |
|